Ленинские орки

от 28 Апреля 2017 | Владислав КОЖУХАРЬ | Актобе
Ленинские орки
Первый ЛЕНИН актюбинского драматического театра Борис ХАНУТИН

Обычный театр начинается с вешалки, а советский – со спектакля о вожде мирового пролетариата. В СССР каждый театр был обязан иметь в своем репертуаре постановку о Ленине. И актюбинский не был исключением.

Когда Ильич был маленький, с кудрявой головой

Первым актюбинским Лениным стал актер Борис Ханутин. В 1965 году новый театр открылся премьерой спектакля «Между ливнями» по пьесе Александра Штейна. Для того времени постановка была довольно смелой. Партийные бонзы считали, что Ленин в ней чересчур авторитарен и суров. В больших городах массы решили не развращать, а испробовать пока пьесу на провинциальном зрителе. На актера при этом возлагали дополнительную ответственность. В случае неправильной трактовки образа все шишки посыпались бы на него. Но скандала не произошло, и спектакль занял место в истории только потому, что он был первым в Актюбинске. Тогда о Борисе Ханутине писали даже московские газеты.

Ленин? Тут и сел старик

Сыграть Ленина в те времена значило обеспечить себя званиями и карьерой. Ведь бездарям не позволяли испохабить светлый революционный образ. Этим и воспользовался некий молодой актер второго плана. В 60-е первомайские парады проходили на актюбинской Красной площади, то есть на улице возле нынешнего горакимата. Старые актеры категорически отказывались париться в гриме на солнце, глотать пыль и вообще снисходить до базарного люда, и мероприятие доверили молодым и второстепенным артистам. Роль Ленина, взывающего к рабочим и крестьянам, досталась лысенькому коренастому мужичку, который за годы работы не играл ничего, кроме зайчиков в сказке. Актерского мастерства там не требовалось, нужно было лишь периодически показывать с грузовика путь в светлое будущее, с чем он неплохо справлялся, остальное делала запись.

Мужичок решил не упускать удачу и после парада затребовал справку о сыгранной роли. Ее ему тотчас же предоставили. И счастливый новоиспеченный Владимир Ильич отправился с безупречным резюме в другой театр, где авансом получил... звание заслуженного.

Чуть помедленнее, кони!

Для другого же актера именно этот образ и на этом же месте стал роковым для карьеры. Дело в том, что выезжал он на повозке, запряженной лошадьми. А кони попались привередливые и понесли. Ошалевший Ильич при этом орал не апрельские тезисы, а люмпен-пролетариатскую матерщину. Репрессий не последовало, 60-е – не 37-й год. Но ролей актер лишился надолго. Руководство опасалось, что даже Иванушка-дурачок в его исполнении будет напоминать матерящегося Ленина.

Закуришь тут, когда знамя сперли

К образу Ленина на сцене выдвигались жесткие требования. Актерский талант, схожесть с персонажем, идеологическая грамотность, высокие моральные качества, партийность. Частенько под эту категорию никто из актюбинской труппы не подпадал. Но партия требовала, и приходилось приглашать актеров из других театров. Как-то в Актюбинск приехал артист с киношным образованием. Ему даже довелось сыграть Ленина где-то в киноэпизоде. Кто же знал, что театральная сцена для него непривычна!

По идее художника-постановщика отец революции вещал на фоне красного знамени. Флаг при этом погоды не делал. Но в спешке монтировщики забыли его установить. Никто даже не обратил бы на это внимания, если бы Ильич не сказал Дзержинскому: «Подождите!» – и в рапидном прыжке метнулся за кулисы. Вернулся Ульянов уже с тяжеленным знаменем, спотыкаясь и ругая нерадивых монтировщиков. Только деловито установив полотнище, он стал рассуждать о мировой революции. Очевидцы вспоминают, что даже ярые партийцы не могли сдержать хохот.

Троцкий – проститутка! Мамой клянусь!

Не менее тяжело пришлось актеру, который забыл надеть жилетку. Без традиционного жеста (большой палец за отворотом жилетки) образ был уже совсем не тот. Сначала Ильич пытался зацепиться за рукав изнутри, потом – за карман сорочки и, наконец, обнаружил подтяжки. Но лучше бы их не было. Актер был кавказских кровей и на особо эмоциональных репликах он так резко выдергивал руку, что помочи больно щелкали по телу, а сам вождь революции вскрикивал от неожиданности и срывался на родной акцент.

Куда дели мой бгоневичок, товагищи актюбинцы?

Другому приглашенному актеру тесной сцены и зала на 300 мест оказалось мало. Ленина он играл безупречно. Довольными оставались и члены партии, следящие за идеологической верностью, и простые зрители. К тому же природа наградила его поразительным сходством с Ульяновым, даже лысина и бородка были собственными. Кто же знал, что актер так войдет в образ, что станет читать обращение петроградским рабочим на привокзальной площади... в Актюбинске. Только за неимением броневика наш Ильич забрался на карагач. Когда милиция его снимала, актер моментально сориентировался в ситуации и стал то петь соловьем, то каркать вороной. К сожалению, тут актерское мастерство его подвело. Стражи порядка отказались верить, что перед ними птица, а не дебошир.

Эта канава Ленина помнит!

Театральные вахтеры слышали всякое, но когда им позвонил взволнованный мужчина и, заикаясь, поведал, что «ваш Ленин возле моего дома бухой валяется», даже у старых работников театра сдали нервы. Это грозило всему коллективу грандиозными карами. Через час Ленин валялся уже на постели у себя в гостинице. А рядом – подписанный задним числом приказ об увольнении по собственному, трудовая книжка и плацкартный билет в родной город.

Версия для печати Просмотров: 160
  • Вставить в блог
  • Поделиться
  • 0 Рекомендовать